Подожди меня, лодочка — четыре весла: я дойду к тебе, потому что я жив... (с) Олег Медведев
Лет несколько назад, когда тыкво мне было больше жизни, мне съела мозг идея фанфика. Он, пожалуй, на уровне идеи и останется, но пусть лежит здесь, а вы можете начинать смеяться и отписываться.
О Редволльском фольклоре и когнитивном диссонансе
Часть первая, романтисская
Некоторые реалии редволльского мира можно почерпнуть здесь, а необходимые именно мне пояснения я буду давать по ходу текста.
Оп!Встречаются, стало быть, ребята из трех племён. Один из них, условно назовём его Фанат, с малых лет слушал предание: «Мартин Воитель — герой, он сделал то-то и то-то. Ура, ура Мартину Воителю!» — и честно верил этому преданию, пока не наткнулся на рукопись с пересказом книги, написанной / надиктованной неким Бромом Целителем. В книге немного рассказывалось о странствиях самого Брома (который там отнюдь не метил в Главные Герои С Предначертанием На Челе, хотя на самом деле… но об этом позже) — а куда больше в книге было приключений Мартина Воителя, причём всё это происходило ДО перечисленных в известном Фанату предании геройских подвигов. Храбрые поступки Мартина в книге сопровождались большим количеством восклицательных знаков, а не вполне благовидные были просто перечислены.
И Фанату становится интересно, а почему же эта книга лежит в библиотеке на дальней полке, а не на почётном месте.
А тут как раз подворачивается способ узнать больше. Потому что однажды в грозовую ночь является ему дух Мартина Воителя и говорит: «Возьми мой меч, друг, и иди в Полуденную Долину, там очень нужна твоя помощь» (и не надо смеяться, некоторые редволльские книги примерно так и начинаются, потому что дух Мартина Воителя — не только неупокоенный, но и весьма неугомонный).
Фанат сколачивает ватагу, берёт меч Мартина Воителя (и, возможно, книгу — хотя правильнее, чтобы судьба у книги была позаковыристее) и отправляется в Долину. А по дороге к нему прибивается, среди прочих, товарищ из Долины (в Долине живут, оказывается, два племени), которому тоже в детстве много чего рассказывали.
И когда Фанат слышит окончание любезно поведанного ему текста: «И в последний момент привёл Мартин Воитель войско — и пробился на выручку Кейле-выдре, моему прапра…прапрадедушке, и Брому, и победило Бобро, и позвал Бром Кейлу жить в Полуденную Долину, и увёл Кейла за Бромом своих соратников, и по сей день у нас с ними Мир-Дружба-Жвачка — ура, ура и Кейле Храброму, и Брому Гостеприимному, и Мартину до кучи!», — Фанату становится очень интересно, а куда, собственно, и зачем ведет его дух Мартина.
Фанат с Умеренным Почитателем быстро находят общий язык, потому что Почитатель тоже в свое время заинтересовался тем, а что же с Мартином было дальше. Однако Почитателю, пока он слушает, становится несколько обидно, что про Брома с Кейлой на родине Фаната не знают.
А дальше гоп-компания добирается до Полуденной Долины, вливается в отряд третьего товарища — и на некоторое время всем троим становится не до сказок, потому что они выполняют квест, а именно освобождают Долину от Злодейских Захватчиков (ладно уж, пусть это будет разбойничья шайка, а не очередной Владыка Тьмы).
Доброю волею Автора-Фанфикера и благодаря храбрости соратников все трое остаются в живых. А на победном пиру Третий Товарищ сдержанно интересуется у Фаната, почему тот выражался в Долине такими словами — поднимал отряд в бой кличем «С нами Мартин Воитель!». И на резонный вопрос о том, что плохого в Мартине Воителе, Третий Товарищ рассказывает… правильно. Третьего Товарища тоже в детстве пичкали-пичкали Мартином Воителем, и ему тоже однажды стало интересно, как всё было на самом деле.
Однако у Третьего Товарища всё больше говорится о юном Броме Целителе и о его сестре, прекрасной Поздней Розе, — и о том, как Роза, отправившись искать сбежавшего из дому Брома, вернулась вовсе не с Бромом, а — правильно! — с Мартином Воителем. И сманил Мартин на тогдашнего Бобра-с-Ослом из Долины самых отчаянных, только немногие потом домой вернулись — под знаменем Брома Целителя, а с ним явился его союзник Кейла-выдра. А хуже того, что погибла Роза, которая за Мартином сбежала, да и самого Мартина след простыл, злодея вероломного, — позор, позор этому вашему Мартину!
И дальше вместо Бобра-с-Ослом начинается борьба трёх носителей разных повествовательных традиций со всеобщим когнитивным диссонансом (вот здесь в разговорах, вероятно, должна всплыть книга, но не сразу, а когда ребята уже сами придут к какому-никакому компромиссу). И Фанат понимает, что дух Мартина Воителя решил отдать старый долг Полуденной Долине — и, видимо, упокоиться-таки. И уже на том свете повиниться перед Розой.
Часть вторая, условно-логисская
Оп!А теперь, когда читатели уже в должной мере возрыдали от смеха над логическими дырками в построениях Автора-Фанфикера, посмотрим на этих же гавриков с другой стороны.
Дело в том, что романтически настроенный Фанат со товарищи может, конечно, желать свободы для неупокоенного духа Мартина Воителя. А Автор-Фанфикер может еще устроить Фанату и его друзьям плен / тюремное заключение / рабство, чтобы они не просто так сотрясали воздух, произнося слово «свобода». Но последствий своего поступка ребята явно не предполагают, а нам не мешало бы заглянуть на шаг вперед.
Итак, не до конца почивший Мартин со всеми своими неисполненными клятвами вот уже несколько десятилетий / веков обретается в Редволле. И этот самый Редволл охраняет от врагов, а если, паче чаяния, врагов не окажется поблизости, находит их где-нибудь в дальних краях и очередного своего адепта отправляет туда — во имя Бобра, потому что Бобро-с-Ослом, к сожалению, вписано в структуру всего книжного цикла.
Если Когда план Фаната сработает и дух Мартина получит свободу, кого это затронет? За Мартина можно будет только порадоваться и горячо пожелать ему загробного счастья с Розой, если, конечно, Роза его примет. Обитателям дальних краёв придётся как-нибудь обходиться без Мартина, ну да жили же они до Мартина — значит, и после Мартиновского упокоения проживут.
То есть Мартиново упокоение тюкнет только по обитателям Редволла, которые вот уже многие десятилетия / века живут под его защитой и как-то забыли, что и без Мартиновой защиты можно жить — и что сидит их защитник на привязи.
А тут Фанат вынес из Редволла реликвию / святыню (это смотря чем считается меч Мартина Воителя), чтобы оборвать привязь, на которой сидит дух Мартина. То есть весь героический и искренне желающий Мартину добра (не Бобра-с-Ослом, а просто добра) Фанат, опрометчиво не просчитавший последствия своих благородных поступков, оказывается вором / святотатцем, а еще собирается поставить под угрозу грядущую безопасность Редволла. Да он преступник, ату его!
Короче, за Фанатом идет по следу погоня, отправленная трезво мыслящим и крепко стоящим на земле настоятелем Редволла.
Естественно, погоня должна добраться в самую распоследнюю секунду — и перехватить... даже не Фанат, а Третьего Товарища (а он, обсуждая книгу с Фанатом и Почитателем, должен постепенно сменить мнение о Мартине с «пусть память об этой мрази в нашей Долине забудется» на «пусть получит свою свободу и идёт с этой свободойкуда подальше куда пожелает») и не дать ему совершить последнее действие в ритуале, который должен отпустить Мартина.
И над могилой Розы (а где же ещё отпускать на волю Мартина?) Посланцу из Редволла вдохновенные мятежники на три голоса будут объяснять, что Мартина-то именно они любят, а вот«Если ты кариатида, знай своё крылечко» (с) «Мы тебя будем так прославлять, сяк прославлять, только надень-ка ты ошейник» — как бы и не совсем любовь. Что Редволл много хорошего видел от Мартина, так пора же платить по счетам, добром за добро, а тут как раз случай подвернулся.
Самое интересное, что Посланца они убедят (особенно если Посланцу Автор-Фанфикер тоже даст хлебнуть баланды, чтобы и Посланец знал цену свободы… кстати, книгу может приволочь именно Посланец, а в дороге всячески проникнуться ею). Не того Настоятель посылал, не того!
И теперь уже четверо моньягов освободят Мартина, и расцветут розы на могиле Розы. А Настоятелю явится во сне счастливая загробная парочка — и узнает Настоятель, что у Редволла теперь двое покровителей, только они уже не привязаны, а по доброй воле и по старой памяти покровительствуют.
О Редволльском фольклоре и когнитивном диссонансе
Часть первая, романтисская
Некоторые реалии редволльского мира можно почерпнуть здесь, а необходимые именно мне пояснения я буду давать по ходу текста.
Оп!Встречаются, стало быть, ребята из трех племён. Один из них, условно назовём его Фанат, с малых лет слушал предание: «Мартин Воитель — герой, он сделал то-то и то-то. Ура, ура Мартину Воителю!» — и честно верил этому преданию, пока не наткнулся на рукопись с пересказом книги, написанной / надиктованной неким Бромом Целителем. В книге немного рассказывалось о странствиях самого Брома (который там отнюдь не метил в Главные Герои С Предначертанием На Челе, хотя на самом деле… но об этом позже) — а куда больше в книге было приключений Мартина Воителя, причём всё это происходило ДО перечисленных в известном Фанату предании геройских подвигов. Храбрые поступки Мартина в книге сопровождались большим количеством восклицательных знаков, а не вполне благовидные были просто перечислены.
И Фанату становится интересно, а почему же эта книга лежит в библиотеке на дальней полке, а не на почётном месте.
А тут как раз подворачивается способ узнать больше. Потому что однажды в грозовую ночь является ему дух Мартина Воителя и говорит: «Возьми мой меч, друг, и иди в Полуденную Долину, там очень нужна твоя помощь» (и не надо смеяться, некоторые редволльские книги примерно так и начинаются, потому что дух Мартина Воителя — не только неупокоенный, но и весьма неугомонный).
Фанат сколачивает ватагу, берёт меч Мартина Воителя (и, возможно, книгу — хотя правильнее, чтобы судьба у книги была позаковыристее) и отправляется в Долину. А по дороге к нему прибивается, среди прочих, товарищ из Долины (в Долине живут, оказывается, два племени), которому тоже в детстве много чего рассказывали.
И когда Фанат слышит окончание любезно поведанного ему текста: «И в последний момент привёл Мартин Воитель войско — и пробился на выручку Кейле-выдре, моему прапра…прапрадедушке, и Брому, и победило Бобро, и позвал Бром Кейлу жить в Полуденную Долину, и увёл Кейла за Бромом своих соратников, и по сей день у нас с ними Мир-Дружба-Жвачка — ура, ура и Кейле Храброму, и Брому Гостеприимному, и Мартину до кучи!», — Фанату становится очень интересно, а куда, собственно, и зачем ведет его дух Мартина.
Фанат с Умеренным Почитателем быстро находят общий язык, потому что Почитатель тоже в свое время заинтересовался тем, а что же с Мартином было дальше. Однако Почитателю, пока он слушает, становится несколько обидно, что про Брома с Кейлой на родине Фаната не знают.
А дальше гоп-компания добирается до Полуденной Долины, вливается в отряд третьего товарища — и на некоторое время всем троим становится не до сказок, потому что они выполняют квест, а именно освобождают Долину от Злодейских Захватчиков (ладно уж, пусть это будет разбойничья шайка, а не очередной Владыка Тьмы).
Доброю волею Автора-Фанфикера и благодаря храбрости соратников все трое остаются в живых. А на победном пиру Третий Товарищ сдержанно интересуется у Фаната, почему тот выражался в Долине такими словами — поднимал отряд в бой кличем «С нами Мартин Воитель!». И на резонный вопрос о том, что плохого в Мартине Воителе, Третий Товарищ рассказывает… правильно. Третьего Товарища тоже в детстве пичкали-пичкали Мартином Воителем, и ему тоже однажды стало интересно, как всё было на самом деле.
Однако у Третьего Товарища всё больше говорится о юном Броме Целителе и о его сестре, прекрасной Поздней Розе, — и о том, как Роза, отправившись искать сбежавшего из дому Брома, вернулась вовсе не с Бромом, а — правильно! — с Мартином Воителем. И сманил Мартин на тогдашнего Бобра-с-Ослом из Долины самых отчаянных, только немногие потом домой вернулись — под знаменем Брома Целителя, а с ним явился его союзник Кейла-выдра. А хуже того, что погибла Роза, которая за Мартином сбежала, да и самого Мартина след простыл, злодея вероломного, — позор, позор этому вашему Мартину!
И дальше вместо Бобра-с-Ослом начинается борьба трёх носителей разных повествовательных традиций со всеобщим когнитивным диссонансом (вот здесь в разговорах, вероятно, должна всплыть книга, но не сразу, а когда ребята уже сами придут к какому-никакому компромиссу). И Фанат понимает, что дух Мартина Воителя решил отдать старый долг Полуденной Долине — и, видимо, упокоиться-таки. И уже на том свете повиниться перед Розой.
Часть вторая, условно-логисская
Оп!А теперь, когда читатели уже в должной мере возрыдали от смеха над логическими дырками в построениях Автора-Фанфикера, посмотрим на этих же гавриков с другой стороны.
Дело в том, что романтически настроенный Фанат со товарищи может, конечно, желать свободы для неупокоенного духа Мартина Воителя. А Автор-Фанфикер может еще устроить Фанату и его друзьям плен / тюремное заключение / рабство, чтобы они не просто так сотрясали воздух, произнося слово «свобода». Но последствий своего поступка ребята явно не предполагают, а нам не мешало бы заглянуть на шаг вперед.
Итак, не до конца почивший Мартин со всеми своими неисполненными клятвами вот уже несколько десятилетий / веков обретается в Редволле. И этот самый Редволл охраняет от врагов, а если, паче чаяния, врагов не окажется поблизости, находит их где-нибудь в дальних краях и очередного своего адепта отправляет туда — во имя Бобра, потому что Бобро-с-Ослом, к сожалению, вписано в структуру всего книжного цикла.
То есть Мартиново упокоение тюкнет только по обитателям Редволла, которые вот уже многие десятилетия / века живут под его защитой и как-то забыли, что и без Мартиновой защиты можно жить — и что сидит их защитник на привязи.
А тут Фанат вынес из Редволла реликвию / святыню (это смотря чем считается меч Мартина Воителя), чтобы оборвать привязь, на которой сидит дух Мартина. То есть весь героический и искренне желающий Мартину добра (не Бобра-с-Ослом, а просто добра) Фанат, опрометчиво не просчитавший последствия своих благородных поступков, оказывается вором / святотатцем, а еще собирается поставить под угрозу грядущую безопасность Редволла. Да он преступник, ату его!
Короче, за Фанатом идет по следу погоня, отправленная трезво мыслящим и крепко стоящим на земле настоятелем Редволла.
Естественно, погоня должна добраться в самую распоследнюю секунду — и перехватить... даже не Фанат, а Третьего Товарища (а он, обсуждая книгу с Фанатом и Почитателем, должен постепенно сменить мнение о Мартине с «пусть память об этой мрази в нашей Долине забудется» на «пусть получит свою свободу и идёт с этой свободой
И над могилой Розы (а где же ещё отпускать на волю Мартина?) Посланцу из Редволла вдохновенные мятежники на три голоса будут объяснять, что Мартина-то именно они любят, а вот
Самое интересное, что Посланца они убедят (особенно если Посланцу Автор-Фанфикер тоже даст хлебнуть баланды, чтобы и Посланец знал цену свободы… кстати, книгу может приволочь именно Посланец, а в дороге всячески проникнуться ею). Не того Настоятель посылал, не того!
И теперь уже четверо моньягов освободят Мартина, и расцветут розы на могиле Розы. А Настоятелю явится во сне счастливая загробная парочка — и узнает Настоятель, что у Редволла теперь двое покровителей, только они уже не привязаны, а по доброй воле и по старой памяти покровительствуют.
@темы: Там, где ольха с рябиною, И солнце ярче, и сахар слаще, Надрывно и со слезою, Посмертие
Когда в фантастике недобровольность обладающего волей и разумом волшебного помощника (и/или любого другого носителя силы) никому из спасаемых-помогаемых (особенно если спасаемые-помогаемые вслух громко ратуют за Бобро) НЕ создает этической проблемы, это, по-моему, знак сильно нехороший. Как, например, в сильно меня зацепившем «Путешествии на Запад».
*бегло проглядев* ага, китайщина, намотаю на ус. я только-только начал раскуривать китайскую траву, с Архива Ланъя.
Китай, ага, XVI век:
http://journey-west.narod.ru/